Быстро, Бережно, Надежно.

Тахограф — что это и как им пользоваться (инструкция)

Тахограф - это бортовой самописец, который осуществляет запись параметров движения транспортного средства и режимов труда и отдыха водителей, во внутреннюю память устройства и на Карту Водителя для тахографа.

Содержание статьи

Цифровой Тахограф

Внимание! При работе Цифрового тахографа необходима карта Водителя.

Тахограф впервые появились в Европе. В период бума грузоперевозок возникла потребность в контроле транспортных средств и наемных водителей владельцами автопредприятий. Именно для этого были разработаны тахографы. Первыми производителями тахографов были часовые фирмы. Именно часовой механизм лег в основу первых тахографов. Со временем, принципы работы, конструкция и основные задачи тахографов в соответствии с требованиями рынка изменились. 

На сегодняшний день тахограф призван обеспечить:

  • безопасность дорожного движения,
  • честную конкуренцию,
  • соблюдение режимов труда и отдыха водителей,
  • контроль скорости движения транспортного средства.

Показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах.

Что такое тахограф?

Тахограф — контрольное устройство которое в режиме реального времени регистрирует скорость, режим труда и отдыха водителей и экипажа, без участия в этом процессе человека.  Существует на данный момент времени два вида тахографов разрешенных к использованию на территории РФ. 

Виды тахографов, их отличия.

В России разрешены два вида тахографов, тахограф с блоком СКЗИ и тахограф ЕСТР. В чем же отличия? 
Тахограф с блоком СКЗИ предназначен для использования только на территории РФ. Он дополнительно оснащен блоком СКЗИ, который, подобно черному ящику в самолете фиксирует в себя информацию в зашифрованном виде. 

Тахограф ЕСТР разрешен к использованию как в РФ, так и в странах участвующих в соглашении ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). Простыми словами тахограф ЕСТР может использоваться только на транспорте используемом при международных перевозках, либо транспорт имеющий действующую лицензию на их осуществление.

Порядок действий при пользовании цифровым тахографом.

  • В начале каждой рабочей смены водитель должен вставить, индивидуальную карту водителя для тахографа в соответствующий «Первый» слот цифрового тахографа. Карта должна быть вставлена «Чипом вверх». После установки карты необходимо ввести ее pin-код. В случае, когда pin -код введен неправильно несколько раз – карта блокируется. Дальнейшая разблокировка возможна вводом PUK-кода который должен идти в конверте вместе с картой. Если экипаж транспортного средства состоит из двух водителей, то второй водитель также должен вставить свою карту водителя в соответствующий второй слот тахографа, и активировать ее вводом pin-кода. Карты водителей имеют ограниченный срок действия. Соответственно до истечения срока действия карты необходимо позаботится о получении новой карты, иначе можно получить штраф за вождение без карты водителя.
    • При установке карты водителя, на дисплее тахографа отображается ФИО владельца карты. Если на дисплее не появилось никакой информации то, возможно, карта вставлена не до конца. Необходимо проверить правильность установки карты (установка сопровождается характерным щелчком). Карты не должны находиться в области сильного воздействия электромагнитного излучения – это может привести к поломке карты водителя.
    • Если тахограф не читает карту или выдает её обратно, необходимо обратиться в сервисный центр. При этом, если экипаж находится в пути, то он все равно должен в течении 7 дней отремонтировать тахограф в специальной мастерской, а до этого времени вносить соответствующие записи на ленту тахографа вручную подписывая данные личной подписью.
  • После установки карты водителя в тахограф необходимо внести данные о том, где находился водитель до начала рабочей смены: отдыхал «Режим отдых» на тахографе, либо же был занят другой работой «Режим работа».
  • После ввода всех данных, водитель начинает движение. Некоторые режимы труда и отдыха фиксируются тахографом автоматически. При включенном зажигании всегда будет включен «режим работа» вне зависимости от того, едет автомобиль или нет. 
  • В начале движения тахограф автоматически включает Режим «Вождение» (пиктограмма в виде руля).
  • После остановки транспортного средства, водитель обязан проверить текущий режим на дисплее тахографа. Выключив зажигание ТС, тахограф автоматически перейдет в «Режим отдых». Водитель может производить переключение в данный режим вручную, нажатием соответствующей клавиши (зависит от модели тахографа).
  • По окончании рабочей смены, водитель должен вынуть свою карту, нажатием на соответствующую клавишу.
Тахограф руководство
Тахограф АТОЛ руководство

Печать данных с цифрового тахографа.

При работе тахографа используется термобумага. Одно из обязательных условий использования цифрового тахографа — возможность печати и предоставления его данных, находящихся в памяти устройства. Наличие в тахографе термобумаги, а также 2-хзапасных рулонов в кабине у водителя, является обязательным условием для обеспечения правильной работы тахографа. Отсутствие бумаги равносильно неисправности самого прибора.

Виды термобумаги для цифровых тахографов.

Термобумага для цифровых тахографов различается в зависимости от используемых тахографов европейского или российского типов:

  1. Европейская термобумага для тахографов имеет общую стандартизацию и определенные требования (устойчивость к высвечиванию, влажности и температуре).
  2. Российская термобумага для тахографа не имеет общих требований, они устанавливается индивидуально заводом производителем тахографов.
  3. Необходимо обеспечить возможность печати данных за определенный период. Для этого должна быть необходимая бумага и термопринтер должен быть исправен.
  4. Водитель обязан уметь управлять работой тахографа, в том числе распечатывать необходимые данные.

Исходя из этого следует:

  • Необходимо обеспечить возможность печати данных за определенный период. Для этого должна быть необходимая бумага и термопринтер должен быть исправен.
  • Водитель обязан уметь управлять работой тахографа, в том числе распечатывать необходимые данные.
  • У водителя должна быть с собой инструкция по эксплуатации установленного тахографа.

Общий порядок действий при печати данных с тахографа:

  1. Вход в основное меню тахографа, как правило, осуществляется кнопкой «Enter» либо «Ok».
  2. Чаще всего выбор необходимого действия «Печать», расположен в начале меню.
  3. Выбор печати данных либо по автомобилю, либо по карте водителя. Разница в том, что печать данных по автомобилю показывает все действия связанные с транспортным средством, а печать данных по карте водителя, показывает действия конкретного водителя.
  4. Далее выбор зависит от печати желаемых данных. Основными запрашиваемыми данными являются: «Технические данные ТС»; «Работа» соблюдение режимов труда и отдыха; «События и ошибки» все события происшедшие при работе тахографа, в том числе отключения питания, вождение без вставленной карты, превышение времени вождения; «Тахограмма» график скорости движения ТС; и т.п.
  5. После остановки транспортного средства, водитель обязан проверить текущий режим на дисплее тахографа. Выключив зажигание ТС, тахограф автоматически перейдет в «Режим отдых», либо водитель производит переключение в данный режим вручную, нажатием соответствующей клавиши (зависит от модели тахографа).

Какие данные тахографа может запросить инспектор ГИБДД?

Данные тахографа запрашиваемые инспектором ГИБДД для печати при проведении проверки:

  1. Технические данные автомобиля
  2. Режимы работы водителя, с карты водителя и с памяти тахографа, для их сверки.
  3. События и ошибки работы тахографа, для определения сбоев в работе тахографа.

Что делать если у Вас нет карты водителя для тахографа?

Наличие карты при использовании цифрового тахографа обязательно в соответствии с действующим законодательством РФ, её отсутствие равносильно неисправности самого прибора.

Но, если случилась поломка, потеря и т.п. то управление транспортным средством, оснащенным цифровым тахографом без карты водителя допускается в течение 7-и календарных дней. (данный период может быть продлен до 15-ти календарных дней, если водитель в рейсе, более подробно можно прочитать в приказе №440, приложение 3, пункты 11, 12, 13, а также в инструкции по эксплуатации тахографа.)

В течение этого времени, водитель ОБЯЗАН подать заявление на получение карты для тахографа, либо произвести её замену. При этом в конце каждой рабочей смены должен производить распечатку данных, записываемых тахографом, после чего на обратной стороне данной распечатки, указать свою Ф.И.О. и паспортные данные. Эти действия являются обязательными для идентификации данных о режиме труда и отдыха водителя.

При осуществлении контроля инспектором ДПС, водитель обязан предоставить данные подписанные распечатки.

Что будет если я поеду с чужой картой водителя?

Не имеет ни какого смысла езда с картой другого водителя. Цифровой тахограф осуществляет запись всех действий связанных с его эксплуатацией, во внутреннюю память устройства. Выявить манипуляции с применением различных карт легко, а возможные штрафы за подобные действия, вплоть до лишения права на эксплуатацию ТС, и его отправка на штрафную стоянку, делают данный способ обмана неэффективным и очень затратным.

Должна ли быть у водителя с собой бумага для тахографа?

Одним из обязательных условий использования цифрового тахографа, является возможность печати параметров движения ТС, записываемых в памяти тахографа. Таким образом, водитель ОБЯЗАН при себе иметь не менее трех рулонов термобумаги.

FAW Oryx 6х4

Седельные тягачи FAW Oryx, выпускаемые компанией FAW, завоевали репутацию качественных, надежных и простых в обслуживании технических средств. При сопоставимой мощности и грузоподъемности они доступнее, чем многие аналогичные модели от конкурирующих брендов. В условиях повышенных нагрузок и сложных маршрутов они проявляют себя идеально.

Читать полностью »
Chenglong_H7

Chenglong H7 LZ4180M5AA (4X2): обзор автомобиля

Тягач Chenglong H7 LZ4180M5AA (4X2), представляющий собой флагманскую модель, разработан с учетом современных тенденций в автомобилестроении. Его характеризует уникальный дизайн и высокотехнологичное оснащение.

Читать полностью »
JAC K7

JAC K7 — Седельный Тягач Для Сложных Задач

JAC K7 — современный седельный тягач, выпускаемый Jac Motors в Китае. Он отличается стильным дизайном, надежностью и высокой производительностью. Снабжен двигателем Cummins (Евро-5) и передней рессорной, задней пневматической подвеской. Мощность 490 л.с. позволяет перевозить до 18 тонн груза при массе 45 тонн.

Читать полностью »
Subscribe to our newsletter

Sign up to receive updates, promotions, and sneak peaks of upcoming products. Plus 20% off your next order.

Promotion nulla vitae elit libero a pharetra augue